Израиль и Иордания зимой

В Москве в декабре холодно, снег, слякоть, ветер, бр-р-р... И тут подвернулась возможность скататься в Израиль, в Хайфу. Ну, а раз оказался в другой стране, то желательно исследовать ее поосновательнее, и я решил из Хайфы съездить в Тель-Авив, потом в Иерусалим и закончить самым южным городом Израиля - Эйлатом, из которого меня занесло в Иорданию - в город Петру, где снималась одна из серий "Индианы Джонса".

"Хайфа работает, Тель-Авив гуляет, Иерусалим молится." (с) Израильская поговорка

Пребываю в аэропорт Тель-Авива имени Бен-Гуриона, представляющий собой страшный сон антисемита: в помещении, на стенах которого висят звезды Давида и изображения меноры, еврей проверяет у него паспорт и решает, пускать его на еврейскую землю или нет. Из аэропорта в разные концы Израиля можно уехать на маршрутке, автобусе или поезде, ж/д станция находится прямо на территории терминала. Покупаю билет на поезд за сумму около 30 шекелей (на декабрь 2010 года 1 шекель примерно был равен 8 российским рублям) и через чуть менее, чем два часа, высаживаюсь в Хайфе, на станции Haifa Center HaShmona.

Такси в Израиле недешевое, за 10 минутную поездку легко можно отдать 50 шекелей, поэтому я старался пользоваться общественным транспортом. Железнодорожная станция Haifa Center HaShmona находится в 10 минутах пешком от нижней станции "метрополитена" Хайфы, именуемого "Кармелитом", который представляет собой подземную канатную дорогу, имеющую шесть станций. Передвигаться по Хайфе проще всего заезжая на кармелите на нужную отметку и потом прогуливаться по улицам, представляющим собой параллельные террасы на горе Кармель, пешком. Вся Хайфа проходится вдоль неторопливым шагом примерно за час. На фото нижняя конечная станция кармелита, которая называется Paris Square.

Касс с тетками в кармелите нет, билеты продают автоматы, поэтому запасайтесь мелочью, хотя автоматы, вроде, берут и купюры и даже кредитки, но я не проверял. Билет на одну поездку стоит 6,20 шекелей, автоматы предлагают общаться на двух языках: иврите и английском.

Через турникеты проходим на платформу и садимся в поезд, идущий в нужном нам направлении. Вход в поезд с одной стороны, а выход с другой, поэтому ездить кругами, как в нашем метро, не получится. Двери сами не открываются, нужно нажимать на кнопку. Обратите внимание, что и поезд и платформа имеют ступеньчатую форму.

Едем на верхнюю станцию кармелита Gan Ha'em, почти вершина горы Кармель. Отсюда можно обозревать всю Хайфу. Наверху, если идти в сторону знаменитых Бахайских садов, расположено несколько неплохих смотровых площадок. Вид на западную часть Хайфы.

Центр Хайфы.

Восточная часть Хайфы и на заднем плане - промзона.

Основная достопримечательность Хайфы - бахайские сады. Нужно отметить, что это не ботанический сад или какой-то аттракцион, а по факту это Священное место, Центр Бахайской Веры. Религия это относительно молодая, ей нет еще и 200 лет. Примечательно, что у бахаи нет священнослужителей, а все административные органы, как местные так и высший, Всемирный Дом Справедливости, являются выборными, и переизбираются на сроки от одного года до пяти лет.

Центральное здание, усыпальница пророка бахаев Баба, в настоящее время ремонтируется, и ее золотой купол скрыт строительнымии лесами и задрапирован сеткой. Вид на бахайские сады и гору Кармель из нижней части Хайфы.

Крыши домов во многих района Хайфы изобилуют тарелками всевозможных размеров и конструкций, видимо, кабельное телевидение еще не полностью покрывает город.

А вот на этой крыше хорошо просматривается всеизраильский халявный способ производства горячей воды. В этих широтах солнце дает столько энергии, что в жаркий летний день баки закипают. В зимнее время, когда солнца не достаточно, используют встроенный в бак ТЭН, которым догревают воду и доводят ее до комфортной температуры.

Газификация. Сжиженный газ доставляется потребителям в баллонах, которые устанавливаются снаружи зданий. Газопроводы ведутся по внешним стенам.

Автобусная остановка на улице Хайфы. Правильно пел Владимир Семенович Высоцкий: "... а там на четверть бывший наш народ ...". Все лаконично, доходчиво и по-русски: "Расклейка объявлений запрещена. Нарушитель подвергнется наказанию".

Улица Герцля (Herzl Street), названа в честь Теодора Герцля, основателя Всемирной сионистской организации.

Доска объявлений на улице Герцля. Если господам с военного завода и прочим товарищам эта публикация чем-то поможет, то прошу - таки их перечислить мне по пять шекелей за рекламу.

А вот та же улица Герцля вечером, около 18-00. Народу почти нет, все закрыто. Хайфа город рабочий, поэтому по вечерам тут скучновато.

Осмотрев Хайфу отбываю в Тель-Авив. Вообще в Хайфе помимо ж/д имеется автовокзал, расположенный рядом с ж/д станцией Bat Galim, но я рекомендую ехать именно на поезде, потому что и в Израиле бывают пробки. Идем на ту же станцию Haifa Center HaShmona на которую и приехали, покупаем билет и через час с небольшим оказываемся в Тель-Авиве. Вид на станцию Haifa Center HaShmona с платформы.

В пределах Тель-Авива расположено несколько ж/д станций. Мне нужно было в южный Тель-Авив, и я ехал до станции HaHagana, которая находится рядом с главным автовокзалом Тель-Авива - Central Bus Station Tel Aviv (на иврите автовокзал - Тахана Мерказит). Автовокзал настолько велик, что сфотографировать его целиком очень непростая задача. Здание на заднем плане с красными вставками это и есть автовокзал.

Двигаясь мимо автовокзала по улицам Levinski и далее Allenby, можно минут за сорок спокойным шагом выйти на побережье Средиземного моря, где и расположена основная отельная база Тель-Авива.

Среди стоящих вдоль моря отелей обращает на себя внимание здание с могучим забором и не менее могучими решетками на окнах первого этажа. Но, оказывается, это не тюрьма с видом на море, а американское посольство! Американцы построили свое представительство в 50 метрах от пляжа, и я не знаю ни одной другой страны, которая бы удостоилась такой чести. Слева, если стоять лицом к посольству, имеются Макдональдс и KFC.

Пока я стоял и фотографировал посольство США, у меня над головой зажужжало. Это был парапланерист. Я думал, что на крышу посольства счас выскочит какой-нибудь Рэмбо со "Стингером", и помятуя 11 сентября, ссадит этого дядедчку на землю, но ничего такого не произошло, чувак медленно и торжественно прожужжал в 30 метрах от посольства и целый и невредимый улетел в сторону Яффо.

Не сезон, пляжи пусты. По меркам России вода теплая, но местное население так не считает, никто не купается.

На некотрых участках пляжа жизнь все же имеется, доморощенные Киану Ривзы пытаются взобраться на гребень волны.

Вроде и доски у них как настоящие, и анашой несет от места их сбора как от реальных серферов, но не выходит у них каменный цветок.

Рядом с серферами впал в нирвану йог.

Около 16-15 часов по местному времени начался закат и в 16-40 Солнце окончательно утонуло в Средиземном море.

На следующий день я отправился в Яффо, один из древнейших городов Израиля, который в настоящее время стал частью Тель-Авива и управляется общим муниципалитетом. Въезд в Яффо со стороны Тель-Авива, так называемая Clock Tower.

Если после башни с часами свернуть направо, то можно попасть к собору Св. Петра (St. Peter's Church).

Собор стоит на возвышенности, с которой открывается чудесный вид на набережную и пляжи Тель-Авива.

Фонтан в виде кита. Как я предполагаю, это памятник тому самому киту, который проглотил библейского пророка Иону, бежавшего из Яффского порта и потерпевшего кораблекрушение. Через три дня кит выплюнул пророка Иону обратно на берег Яффо целым и невредимым.

Набережная, ведущая в Яффский порт. Ремонтируется, пока не сезон. На заднем плане видно Тель-Авив.

Порт дейсвующий. Акватория Яффского порта заставлена всякой мелочью, катерами и лодками. В порту имеются два ресторана, которые по легенде готовят блюда из уловов базирующихся в порту рыбаков, не пробовал, ничего положительного или отрицательного сказать не могу. В порту есть прокат каяков и можно договориться об экскурсии на катере.

Маяк Яффского порта. По виду содержится по виду в исправности, возможно даже работает.

Недалеко от въезда/выезда в Яффо есть блошиный рынок. Продается всякая рухлядь, большей частью совершенно не туристического плана.

Одна из центральных улиц Яффо, HaGvul, торговля сувенирами.

Возвращаюсь в Тель-Авив. Рынок Кармель в южном Тель-Авиве. Вход на рынок со стороны улицы Allenby.

Сам рынок. Ничего особо интересного нет. Овощи-фрукты и тряпки-безделушки не туристического ассортимента.

Пора отправляться в Иерусалим. Ценральный автовокзал Тель-Авива (Bus Station Tel Aviv Central), мимо которого я уже проходил, приехав на поезде из Хайфы. Вот так он выглядит внутри.

Шестой этаж, выход к автобусам. В Иерусалим идет маршрут №405, стоимость 19,70 шекелей, оплата водителю. Отправление каждые 20 минут.

Пейзаж на автодороге Тель-Авив - Иерусалим.

Около часа в пути и автобус прибывает на Central Bus Station Иерусалима.

Времени было около 14-00, день недели - пятница. Надвигался шаббат, в 15-00 уже все будет закрыто. Я еле успел перекусить и прикупить выпечки, чтоб вечером в номере попить чаю. Смеркалось. Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. На Иерусалим спустилась ночь.

Утро субботы, шаббат в самом разгаре. Около 11-00, на улицах нет народа, не ездят машины и не ходят автобусы. В такси, управляемых в основном мусульманами, не подверженными влиянию шаббата, официально предусмотрен специальный субботний тариф: +25% к обычной цене.

Главная синагога Иерусалима на улице Короля Георга (King George street, 58).

Парк вокруг здания Кнессета. В парке созданы все условия для проведения кошерных пикников. Было бы неплохо перенять опыт и поставить мангалы на Манежной площади.

Мусорные баки. Мне кажется, что не хватает колес и пулемета, а вам?

Огромная бронзовая менора на HaMenora Garden у здания Кнессета.

Комплекс зданий Кнессета.

Следующий день был посвящен Старому городу Иерусалима, на территории которого находятся святыни трех мировых религий: иудаизма, христианства и ислама. Старый город имеет семь, открытых в настоящее время, ворот, самые известные из которых - это центральные Яффские ворота (Jaffa Gate), возле которых расположен информационный центр для туристов, где можно взять бесплатную карту Старого города и прочие информационные материалы.

Вторые по известности и проходимости - Дамасские ворота (Damascus Gate).

Но, господа, учтите, что если вы решите войти в Старый город Иерусалима через Яффские или Дамасские ворота, то вам придется продираться через торговые ряды "а-ля Черкизон", о которых будет дальше, и если вы знаете куда вам надо, то будет намного проще, если вы войдете через второстепенные ворота, которые находятся ближе к нужному вам объекту. Например, к Стене Плача (Western Wall) или на Храмовую Гору (Temple Mount), лучше всего пройти через Мусорные ворота (Dung Gate), без толкучки и нервотрепки.

Стена Плача. Проход к Стене Плача должен осуществляться с покрытой головой, как и вход в синагогу. В левом нижнем углу фото, посередине прохода к стене, видна чаша с кипами, которые можно брать во временное пользование тем, кто пришел к Стене без кипы.

С площади Стены Плача можно подняться на Храмовую Гору. Время, в которое можно это сделать, в разных путеводителях указано разное, но самый верный способ попасть на Храмовую гору, не исповедующему ислама, это прийти часам к 8-00 утра в любой день кроме пятницы и субботы. Вопрос доступа на Храмовую Гору очень болезненный и непростой, и часто Храмовая Гора вообще закрывается без объяснения причин. Основной святыней на Храмовой Горе является действующая мечеть Аль-Акса (Al-Aqsa Mosque), третья по величине Святыня ислама в мире. Именно в неё совершил мирадж (перенесся по воздуху из Мекки в Иерусалим) Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), и в ней совершил молебен, совместно с ранее посланными до него Пророками Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом).

Под мечетью Аль-Акса Правительство Израиля в настоящее время ведет археологические раскопки, которые постоянно вызывают протесты мусульман, полагающих, что таким изощренным способом иудеи собираются погубить исламскую святыню, которая может в любой момент провалится сквозь землю.

Так же на площади Храмовой Горы находятся большой золотой Купол Скалы (Dome of the Rock) и расположенный рядом с ним маленький Купол Цепи (Dome of the Chain). Купол Скалы, по сути, это не мечеть, а защитное сооружение, укрывающее Камень Основания, с которого, согласно иудаизму, началось сотворение мира, на котором стоял Ковчег Завета во времена Первого Храма и с которого позже вознёсся пророк Мухаммад. Назначение Купола Цепи остается не выясненным до конца, известно лишь, что на этом месте, вероятно, во времена Первого Храма стоял Жертвенник Всесожжения, а потом свисала цепь "из света, висевшая между небом и землей", и при рассмотрении споров взяться за нее мог только человек, говорящий правду, а говорящего неправду, поражала молния.

С северной стороны Храмовой Горы находится место, где стояла крепость Антония, в которой Понтий Пилат разбирался с Иисусом Христом и на котором теперь стоит школа Аль-Омарийа. На фотографии задний план.

От бывшей крепости Антония начинается Виа Долороза (Via Dolorosa - Крестный Путь), улица, по которой Христос шел на казнь на Голгофу.

Начало Виа Долороза. Дорога идет все время в гору, и Иисусу было нелегко.

VII Стояние - одно из 14 Стояний Кресного Пути, здесь Иисус падает второй раз.

Вообще ассортимент товаров, которыми торгуют на Крестном Пути, мягко говоря, удивляет. Вот продаются женские бюстгалтеры. Не могу себе представить, чтоб мусульмане стали торговать лифчиками на Храмовой Горе, где ступала нога Пророка Мухаммада, а иудеи открыли бы торг трусами у Стены Плача.

В наше время Иисус не смог бы пройти этим маршрутом, тем более с крестом на плечах, а я еле умудрялся протиснуться среди торговцев с сумкой от фотоаппарата. Вообще весь Старый Город напоминает собой вещевой рынок. Уйма народу, ориентироваться очень затруднительно, потому что, все улицы сверху закрыты сводами, и если поднять голову над толпой все равно ничего не видно.

Заканчивается Крестный Путь в Храме Гроба Господня. На территории Храма находятся последние пять Стояний Крестного Пути. Внутренний двор Храма.

У входа в Храм Гроба Господня находится Камень Миропомазания, XIII Стояние Крестного Пути, на котором находилось тело Христово перед положением во гроб и на котором было умащено благовонным составом из смирны и алоя. Над камнем горит восемь неугасимых лампад, по числу представленных в Храме христианских конфессий. Паломники самостоятельно, без участия священнослужителей, освящают на нем воду, свечи и иконы.

Самое священное место для христианина это Кувуклия - купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Гроба Господня, последнее XIV Стояние Кресного Пути. Внутри часовни находится Священное Ложе Спасителя (Гроб Господень), на которое он был положен при погребении, и фрагмент камня, закрывавшего вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос.

Теперь про то, что находится за пределами Старого города Иерусалима. Золотые ворота, через которые Иисус въехал на осле на Храмовую Гору и изгнал торговцев из Храма. Пророчество о том, что через Золотые Ворота войдёт Мессия, привело к тому, что османский султан Сулейман Великолепный приказал в 1541 году замуровать ворота. Кроме того, перед воротами мусульмане расположили кладбище, в иудаизме считающееся нечистым местом.

Кедронская долина, отделяющая Старый город от Гефсимании.

Гефсимания, западный склон Елионской (Масличной) горы, здесь Иисус молился перед арестом и здесь был арестован после предательства Иуды. На переднем плане Церковь Всех Наций, которая, как считается, была построена на месте, где накануне своего ареста Иисус возносил молитву (Моление о Чаше). На среднем плане - Русская православная церковь Святой Марии Магдалины.

Церковь Святого Петра в Галликанту (Church of St.Peter in Gallicantu). Постороена на месте, где стоял дворец Первосвященника Каифы, в подвалах которого перед казнью содержался Иисус Христос. Здесь же Апостол Петр трижды отрекался от Иисуса, пока не прокричал петух.

Аббатство Дормицион (Dormition Abbey), расположенное на горе Сион, в комплексе зданий которого находится Горница Тайной Вечери.

Горница Тайной Вечери (Last Supper Room).

На следующий день я отбыл в Эйлат. В Эйлат из Иерусалима можно попасть автобусом: идём на автовокзал Иерусалима, и садимся на автобус №444, который отходит в 07-00, 10-00, 14-00, 17-00 и находится в пути около 5 часов. Стоимость билета - 73 шекеля, билет лучше купить заранее. Автобус отходит от платформы №22, которая находится отдельно от прочих посадочных платформ, в "аппендиците" автовокзала. Дорога в Эйлат идет вдоль берега Мертвого моря, проходя через его отельную зону.

Мимо заводов, добывающих соль и производящих из нее всячеcкие косметические и химические продукты.

И дальше просто через пустыню.

Эйлат город курортный, кроме туризма в нем практически ничего нет. Обстановка такая же, как в Тель-Авиве, декабрь не сезон, но народ есть. Температура в декабре около +25С. Променад Эйлата вдоль его отельной зоны.

Мостик на променаде, да не простой, а разводной! А то, вдруг, приплывет какой Абрамович, а его яхта не влезет на стоянку, нехорошо может получится, но все предусмотрено.

Пляжи Эйлата в декабре.

Отельная зона Эйлата, вид со стороны Египта.

Монумент "Подъем чернильного флага". В марте 1949 года во время арабо-израильской войны израильтяне вышли на берег Красного моря и хотели водрузить там флаг Израиля, но флага у них не оказалось, пришлось нарисовать его чернилами на простыне.

Урок истории на открытом воздухе для израильских школьников возле монумента. Показывается и рассказывается, как оно все было.

Жилые кварталы Эйлата. В Эйлате живет около 40 000 человек и 30 000 человек, по официальной статистике, занято в индустрии туризма, а остальные 10 000 обслуживают эти 30 тысяч. Кроме туризма, заниматься в Эйлате нечем.

На следующий день я решил съездить в соседнюю Иорданию, в город Петру, туры в который продаются в Эйлате повсеместно, по цене около 250 долларов США. Около 07-00 утра проходим израильский и иорданский пограничные КПП, садимся в микроавтобус и едем в Акабу. Акаба больше, чем Эйлат, в три раза и Иорданское правительство последние несколько лет вкладывает в ее развитие приличные суммы, надеясь к 2020 году переплюнуть Эйлат по потоку туристов. Повсеместно закладываются многоэтажные гостиничые комплексы, но пока преобладает 2-3 этажная застройка, с невысокой степенью благоустройства.

Дорога в Петру идет через горы.

Рядом с Петрой находится городок Вади Муса (Wadi Musa), жители которого занимаются тем же, чем жители Эйлата, а именно окучивают туристов. В Вади Муса есть отели, кафе и магазины, желающие заняться углубленным изучением Петры могут тут зависнуть на несколько дней.

Вход в Петру. На стене висят изображения королей Иордании, отца (ныне покойный) и сына (царствует).

Спускаемся в каньон. Всего топать около трех с половиной километров в одну сторону.

Начинаются древности.

Вход в каньон охраняют, типа, набатейцы. Хотя у меня есть определенные сомнения в том, что набатейская форма выглядела именно так.

По бокам каньона в песчанике вырублены каналы, по которым Петра снабжалась водой. Надо признать, что набатейцы были далеко не дураки.

Главная достопримечательность Петры - Сокровищница.

Различные попрошайки, с ослами и без, маскирующиеся под бедуинов.

Еще артефакты.

И еще попрошайки.

С помощью фотоаппарата очень тяжело передать размах сооружений. Полез обратно, снова 3,5 километра, но уже в гору. Экскурсовод бодро сообщил, что перепад высот в каньоне 1200 метров. За полтора часа я все же вылез обратно. Попрошайки за 50 долларов довозят немощных наверх на верблюдах и ослах. Если учитывать 10 рейсов в день, то осел в этих местах приносит 15 штук баксов выручки в месяц, в иных палестинах столько и на Майбахе не набомбишь. Вернулся в Эйлат. Завтра предстояло вылетать в Москву из аэропорта Овда. Вообще, в центре Эйлата есть неплохой аэропорт, но в силу того, что полоса у него длиной всего 2 километра, все большое и далеколетящее садится и взлетает в Овде, находящейся от Эйлата в 65 километрах. За то, чтоб доехать до этой Овды, мне пришлось заплатить таксисту сумасшедшие деньги, в размере 350 шекелей. Овда представляет собой военно-гражданский аэродром совместного базирования и никаких гражданских удобств в зале ожидания, кроме туалета и автомата по продаже шоколадок, там нет. Приехав за 4 часа до рейса, я был единственным пассажиром.

Для вылетающих к месту жительства бедуинов имеется отдельное комфортабельное помещение.

Для белых мистеров предусмотрен самостоятельный накопитель, где цивилизованный пассажир может отдохнуть в ожидании рейса.

И, гордость аэропорта Овда, помещение в котором находится "дьюти-фри" с буфетом. Учтите, что попасть в этот рай можно только пройдя паспортный контроль.

Пара часов ожидания, четыре часа полета и я оказался в родном Шереметьеве, показавшемся мне после Овды просто образцовым аэропортом, прилетев из +25С, ясно, в -14С, с ветром и снегом, а еще через пару часов я был дома. Вот такие они, Израиль и Иордания в декабре.

Вернуться на главную страницу

Записки странствующего слесаря © Все права защищены